
Летит сигнал по радиоволне... Или зачем платить больше?

Одним словом, непонятно, чем руководствовался производитель, "забыв" о том, что существует ещё одно поколение оборудования. Также не совсем ясно, что мешает написать прошивку под топовую камеру, выпущенную далеко не вчера?? У меня три 550-х вспышки, причин менять или дополнять их 580-й моделью нет, делать же это только ради удовлетворения зуда синхронизатора мне показалось излишней роскошью, чтобы потом ещё на съёмках нервничать, а "правильную" ли вспышку я поставил в синхронизатор и будет ли Pocket Wizard перед ней "Ку" делать? Отойдя от немалого удивления вышеописанной ситуацией, я обратил свой взор на синхронизаторы "для людей". Вот такая лирика...
Phottix Strato мне сразу понравился тем, что он очень добротно сделан, оснащён сквозным TTL-башмаком, на который можно установить накамерную вспышку с полным сохранением E-TTL (в т.ч. на удлинительном кабеле), а также довольно широкие возможности по контролю срабатывания групп вспышек, беспроводной и проводной синхронизации, запуску вспышек и камер. И всё это за вполне земные деньги. В общем, положительных сторон было столько, что окончательный выбор я сделал быстро. Немаловажный момент ещё и в том, что Phottix официально представлен в России, а это означает поддержку и минимизирует риск купить "кота в мешке".
Синхронизаторы Strato не трансиверы, а делятся по назначению на трансмиттер и ресивер (передатчик и приёмник). Отличий в массе и габаритах практически нет, трансмиттер чуть потяжелее за счёт полноценного металлического горячего башмака с фиксирующим кольцом. Я не случайно остановился на этом моменте: оказывается, далеко не все модели синхронизаторов оснащены нормальным фиксатором, что прогнозируемо ведёт к перебоям связи между камерой и передатчиком, либо даже к потере или повреждению передатчика, если тот упадёт.
И приёмник, и передатчик Strato питаются от стандартных батарей ААА (аккумуляторы поддерживаются в полном объёме), что не может не радовать.
Производитель заявляет, что устойчивый сигнал поддерживается в радиусе 100 м. Проверить это на практике мне пока не довелось, но, с учетом уверенной работы в помещениях, разделенных толстыми стенами, звучит правдоподобно.
Strato - многофункциональные устройства. Они сочетают в себе возможности радиосинхронизации накамерных и студийных вспышек, а также могут выступать как пульт дистанционного управления, работающий и по радиоканалу, и через проводное соединение.Комплект поставки радует тем, что туда не забыли положить все проводки, ремешки, батарейки и переходники для подключения студийных приборов с большим джеком 6.3 мм, а также инструкцию, в которой даже есть русский текст. За счёт идущих в комплекте ремешков, крепление синхронизаторов к студийной вспышке не составляет труда, кроме того, сводится к минимуму вероятность уронить синхронизатор или вывернуть "с мясом" гнездо синхроконтакта (этим страдают модели, втыкаемые в синхроконтакт и торчащие из него, словно на колышке). Единственным недостатком крепления на ремешке можно считать работу с журавлём, когда синхронизатор, висящий на ремешке, может биться о штангу журавля или об корпус моноблока, к которому подключён. Впрочем, у меня была мысль приклеить к практически свободному левому боку (или нижней части) приёмника липучку, а ответную часть поместить на моноблок, что даст возможность аккуратно монтировать синхронизаторы при работе с журавлём.
Теперь коснёмся работы со вспышкой, установленной на башмаке передатчика. Горячий башмак передатчика поддерживает E-TTL, вспышка может быть установлена как напрямую в него, так и вынесена с использованием удлинительного кабеля OC-E3 (и всех его аналогов разной длины). Помимо вспышки, в башмак может быть установлен, например, ST-E2 или даже другой синхронизатор. Очень удобна такая конфигурация горячего башмака при работе со стробойфреймом, да и вообще, в любых быстро меняющихся условиях, переход с рисующего на заполняющий характер света вспышек (или их комбинацию) производится фотографом за 1 секунду, ничего не надо менять или прикручивать/откручивать, теряя драгоценное время и кадры. Передатчик Strato устанавливается в башмак камеры, а уже в его башмак ставится кабель OC-E3, конструкция получается логичной и удобной, ничего нигде не торчит, не задевает и не выходит за габариты камеры. Акцентирую на этом вот почему: не раз и не два доводилось видеть фотографов вида "свадебщик обыкновенный плюс ассистент с зонтиком", у которых одна вспышка стояла на камере, а синхронизатор для поджига вспышки ассистента был установлен на самопальной металлической штанге, прикрученной к штативному гнезду камеры, и торчал откуда-то сбоку. Помимо чисто визуального отталкивающего эффекта, данная конструкция является очень уязвимой, т.к. может задеть (или зацепить проводком PC-sync) что угодно, включая шейный ремень камеры или даже брючный - её хозяина. Стоит заметить, что в открытые интерфейсы камеры забивается грязь и вода.Возможность установки вспышки или ST-E2 имеет и ещё несколько преимуществ: во-первых, это подсветка автофокуса, во-вторых, возможность ставить на EOS-1D Mark III, EOS-1Ds Mark III и EOS-1D Mark IV выдержку х-синхронизации 1/300 сек. Как показала практика, камера успешно отрабатывает и 1/320 сек без появления чёрных полос, более того, если понимать природу этого явления, то можно спокойно снимать и на более коротких выдержках.
Обзор был бы неполным, если умолчать о недостатках. Признаюсь, найти недостатки было не так уж просто, и в этом не стоит искать скрытые причины (например, финансовый интерес автора или бесплатно доставшиеся синхронизаторы). Просто Strato сделаны так, что придраться действительно почти не к чему. Можно отметить, что система с возможностью запуска всех каналов сразу, хоть и является удачной, уступает разделению на каналы и группы, как это реализовано в некоторых моделях от Pixel. Есть пожелание, чтобы в краске, которой наносятся надписи и покрываются переключатели, присутствовал люминофор и они бы немного светились в темноте, как циферблаты и стрелки у некоторых часов. Было бы неплохо сделать винтовой фиксатор башмака не только у передатчика, но и у приёмников (хотя давайте будем справедливы: синхронизатор со вспышкой в 90-100% случаев закрепляется на резьбе 1/4"). Остаётся сделать вывод, что существенных недостатков у Strato нет и это действительно очень добротный, продуманный и законченный прибор, сочетающий в себе много удачных решений при практически полном отсутствии слабых мест. Резюме. Кому-то Phottix Strato, вероятно, покажутся слишком дорогими, но, как известно, за всё в нашей жизни нужно платить. Так или иначе, не обязательно деньгами... Достаточно вспомнить извечные проблемы дешевых синхронизаторов: пропуски сигнала, ограниченный радиус срабатывания, завышенную выдержку синхронизации, отказы при повышенной влажности или пониженной температуре, отсутствие горячего башмака на передатчике и связанные с этим трудности, а также полное отсутствие контроля работы групп вспышек. Хотелось бы задаться вопросом: а оправдывает ли всё это выигрыш в стоимости? Полагаю, что и для профессионалов, и для любителей фотографии, ценящих свое время и нервы, ответ очевиден.Портфолио
-
Портрет
Архитектура
Свадьба
Студия
Репортаж
Интерьер
Репродукции
Fashion
Юбилей
Выпускной альбом
Спецзаказы